12 февраля 2022г.

Суббота

Концертный зал «Зарядье»

Начало в 18:00 (уточните на сайте концертного зала)

III Зимний международный фестиваль искусств в Москве

«Романтизм – сквозь страны и столетия»

Заключительный гала-концерт

Людвиг ван Бетховен (1779-1827)
Увертюра «Кориолан» ор. 62, до минор (1807)

Рихард  Штраус (1864-1949)
Концерт №1 для валторны с оркестром ор.11, Ми бемоль мажор (1883)
Allegro
Andante
Allegro
Солист: Радован Влаткович (валторна, Австрия)

Джеральд Финци (1901-1956)
«Dies Natalis» – кантата для голоса и струнного оркестра, op.8 (1939)
На стихи Т. Траэрна
Intrada
Rhapsody
The Rapture
Wonder
The Salutation
Солист: Богдан Волков (тенор)

Александр Бородин (1833-1887)
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (1876)

Петр Чайковский (1840-1893)
Концерт для скрипки с оркестром соч. 35, Ре мажор (1878)
Allegro moderato — Moderato assai
Canzonetta: Andante
Finale. Allegro vivacissimo
Солистка: Клара Юми Канг (скрипка, Корея)

Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Дирижер: Юрий Башмет

 

Каждый большой артист – в глубине души романтик… Выйдя на концертную эстраду, он стремится к полному перевоплощению в автора и его музыку, невольно становясь со-автором, наделяя нотный текст чертами собственного художественного «я». Где находится идеал, высшая точка синтеза-перевоплощения? На этот вопрос отвечаешь каждый раз, опуская руки на клавиши или смычок на струны…

Многие называли Бетховена предтечей романтизма. Его бунтарский, прометеевский дух бесстрашно ломал классицистские оковы, выходя за пределы познаваемого и постижимого. К сожалению, в последние годы со сцен отечественных концертных залов редко звучит бетховенская увертюра «Кориолан», сочинявшаяся одновременно с Пятой симфонией и сонатой «Apassionata». Бетховен вдохновлялся не одноименной трагедией Шекспира, но драмой современника (немецкого драматурга Г. Коллина). Впрочем, он был знаком с подлинной историей римского полководца Кориолана, изложенной Плутархом; а масштаб трагического конфликта достигает в музыки поистине шекспировского масштаба.

Приверженцем романтизма оставался до конца своих дней и Рихард Штраус, доживший почти до середины ХХ столетия. Его первый концерт для валторны – одно из ранних сочинений, написанное для отца, солиста Мюнхенского придворного оркестра. Концерт выдержан в традиционном ключе и отражает «шумановские» стилевые пристрастия юного композитора.

Творчество британского композитора Джеральда Финци, почти не известное в России, связано с движением «английского музыкального возрождения», которое привело к яркому расцвету композиторской школы туманного Альбиона – впервые за 250 лет английская музыка заговорила на собственном языке! Кантата «Dies Natalis» написана на тексты поэта и богослова XVII века Томаса Траэрна, наполненные религиозной метафизикой; она впервые прозвучала после Второй мировой войны под управлением автора.

«Половецкие пляски» — самый завершенный и цельной фрагмент «Князя Игоря», эпического оперного шедевра Александра Бородина, который работал над ним около 20 лет, но так и не успел закончить… «Половецкие пляски» были впервые исполнены в 1876 г. и принесли автору большой успех; уже в следующем столетии они прозвучали отдельно и, поставленные в виде балета, вызвали фурор в Париже — публика «Русских сезонов» была шокирована стихийной «варварской дикостью» этой музыки, далекой от утонченного «европейского Востока». Но и сегодня в бородинских «Плясках» слышится не только буйная сила степи, но и далекая мечта о сказочной родине, куда улетает мысль «на крыльях ветра».

Жемчужина русской романтической музыки – скрипичный концерт Чайковского – станет кульминацией заключительного концерта фестиваля. Написанный в год тяжелейшего для композитора душевного кризиса, концерт дышит радостным мироощущением, сознанием творческих сил и любовью к жизни.

В концерте участвуют  австрийский валторнист, солист оркестра Берлинского радио, профессор «Моцартеума» и почетный член Королевской академии музыки Радован Влаткович; солист Большого театра России и московского театра «Новая опера» Богдан Волков; а также победительница скрипичных состязаний в Сеуле, Сёндае и Индианаполисе, лауреат XV Международного конкурса им П.И. Чайковского, южнокорейская скрипачка Клара Юми Канг.

Юрий Башмет дирижирует Всероссийским Юношеским Симфоническим Оркестром. Этот молодежный коллектив, созданный 10 лет назад в результате самого грандиозного образовательного проекта маэстро, успешно поддерживает репутацию профессионального оркестра, способного на яркие интерпретации сложнейших партитур классической и современной музыки.