15 января 2025
Оркестр двух столиц.
Москва-Санкт-Петербург
Памяти Юрия Темирканова
Объединенный оркестр
Заслуженный Коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер: Юрий Башмет
12+
«Для русских и американов – термоядерный Темирканов!»
(А. Вознесенский)
Свой первый в новом году концерт, открывающий фестивальную программу в главном в филармоническом зале Москвы, Юрий Башмет посвящает памяти выдающегося петербургского маэстро – «последнего из могикан», с уходом которого осталась в истории славная страница отечественной дирижерской школы; золотой век титанов – Кирилла Кондрашина Евгения Мравинского, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова… Как вспоминал один из концертмейстеров прославленного ЗКР, которому Темирканов отдал последние три десятилетия жизни, «он был один из двух-трех дирижёров на планете, который может сделать руками, не говоря…». На его предельно выразительные руки обращал внимание учитель – легендарный Илья Мусин («Будьте с ними осторожны — оркестр незамедлительно сыграет всё, что вы покажете!»).
Молодой музыкант из Кабардино-Балкарии, Юрий Темирканов одержал убедительную победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров 1966 г. И был приглашен ассистентом к Евгению Мравинскому, преемником которого стал впоследствии. Но уже в молодости его трактовки безоговорочно покоряли той художественной магией, которая не достигалась ни хорошей выучкой, ни расчетливым интеллектом – словно сама Музыка разливалась волнами от оркестра в слушательские сердца. Он вернулся в Заслуженный Коллектив Республики после плодотворной работы в Кировском (ныне Мариинском) оперном театре, оставив и там незабываемый след; именно ему принадлежала инициатива пригласить туда молодого Валерия Гергиева.
В этот вечер петербургский коллектив объединится с оркестром «Новая Россия» на одной сцене. Публика услышит произведения Чайковского и Прокофьева – композиторов, которые привлекали Юрия Темирканова на протяжении всего дирижерского пути; в их музыке он достигал абсолютной художественной цельности. Прозвучат два шедевра, раскрывающие судьбы шекспировских влюбленных в XIX и ХХ столетиях, а также трагическое полотно «Патетической» симфонии, которой окончился земной путь русского гения.
За дирижерским пультом – Юрий Башмет.
Петр Чайковский (1840-1893)
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Сергей Прокофьев (1891-1953)
«Ромео и Джульетта» — Сюита из балета
Монтекки и Капулетти
Джульетта – девочка
Ромео и Джульетта перед разлукой
Ромео у могилы Джульетты
Пётр Чайковский
Симфония №6 «Патетическая», си минор соч. 74
I. Adagio — Allegro non troppo
II. Allegro con grazia
III. Allegro molto vivace
IV. Adagio lamentoso