08 февраля 2020г.

Суббота

Концертный зал Зарядье
Большой зал

Начало в 19:00

Продолжительность:
90 минут без антракта

 

Программа:

Шнитке – Башмет
Трио-соната для струнных

Бодров
«Закат» для струнных

Бетховен – Малер
«Quartetto serioso» фа минор

Григ
Норвежская народная мелодия для струнных

Брамс – Бодров
Анданте для альта и струнных (вступление к IIIчасти Концерта №2 для фортепиано с оркестром)

Малер
Адажиетта для струнных

Концертный зал Зарядье

«Ван Гог. Письма к брату»

Евгений Миронов и Юрий Башмет
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

«Ван Гог. Письма к брату» Спектакль-концерт

Исполнители:
Народный артист России Евгений Миронов
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет
Автор инсценировки, режиссер-постановщик – Заслуженная артистка РФ, режиссер МХТ им. А.П. Чехова Марина Брусникина

В исполнении Народного артиста России Евгения Миронова прозвучат письма Ван Гога разных лет. Письма к брату Тео — это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц. Это диалог не только с адресатом писем, но также с самим собой, Богом, миром. Это крики страдания огромного погибающего художника.

Евгений Миронов: «Это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить, работать и, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжелую жизнь». 

Что может быть интимней, чем личная переписка? Что может быть правдивей, чем письма к родному человеку, который кажется тебе самому единственной опорой и поддержкой? Разве может кто-то, кроме самого Ван Гога, рассказать о себе лучше? Письма должны читать только те, для кого они написаны. Случай с Ван Гогом – то редкое исключение, когда это правило лишает слишком многого, поэтому приходится им пренебречь. Письма Ван Гога к брату Тео – это не история обыкновенного безумия, это целая автобиография, в них вся жизнь с небольшими взлетами и болезненными падениями. В написанных дорогому брату строчках и тоска, и терпение, и любовь, и жалобы, и надежды на лучшее, на то, что жизнь повернется светлой стороной. Там и описания творческого процесса, возможность заглянуть за подрамник, в глубины искусства Ван Гога, в его сферические необъятные пространства, где мерцают и переливаются, наливаются яркими сочетаниями желтый, оливковый, телесный, лазуревый, небесно-голубой… Великолепная игра цвета в картинах и легкая, с налетом щемящей грусти игра слов в письмах, в которых красной нитью проходит мысль – «Печаль будет длиться вечно…».

Эти письма – не только самое лучшее свидетельство художника о себе самом, не только доказательство того, что нужно идти по выбранному пути творчества до конца, но и рассказ о поразительной душевной силе человека. История Ван Гога в письмах – это яркий пример того, как ведет себя сильный человек, который точно знает, чего хочет от жизни. Человек, у которого есть мечта. Он не сдается и не падает ниц на первой кочке, он продолжает идти, покорно принимая все штормы и ветры. Письмо за письмом – путь человека, убиваемого самой страшной болезнью – одиночеством. «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе — я-то пропитан безумием до мозга костей». Его угнетает непонимание, неприятие, критика, неразделенность его надежд и мечтаний. Как при всех сомнениях и неудачах можно было сохранить такую веру в однажды выбранный путь? Ответ можно найти в письмах: «Целью должно быть действие, а не отвлеченная идея». Ван Гог был одержим работой. Он посвятил живописи всего себя целиком, и до последнего дня находил в ней смысл, черпал силы для жизни. «Я попеременно поглощен двумя мыслями. Первая – это материальные трудности: как вывернуться, чтобы обеспечить себе возможность существовать; вторая – работа над колоритом. Я постоянно надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюбленных сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием заходящего солнца. Это, конечно, не иллюзорный реализм, но разве это менее реально?»

Многие считали его чудаком, некоторые даже ничтожеством. Единственный человек, который всегда верил в него, был брат Тео. Винсент часто писал брату: «Мы нарисовали эти картины». И он знал, что это не просто красивые слова, это чистая правда. Тео всю жизнь содержал брата и верил, что однажды люди поймут его живопись и примут его творчество, что он сможет заработать денег своим трудом. Однако при жизни художник продал только одну картину. Винсент Ван Гог погиб рано, в возрасте 37 лет в 1890 году, до последнего полагая, что дело его жизни – живопись – так и не найдет никогда признания.

 

«В сущности, говорить за нас должны наши полотна. Да, дорогой мой брат, я всегда твердил тебе и теперь повторяю еще раз, со всей серьезностью, на какую способна упорная сосредоточенная работа мысли, – повторяю еще раз, что никогда не буду считать тебя обычным торговцем картинами Коро. Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют спокойствие. Мы создали их, и они существуют, а это самое главное, что я хотел тебе сказать в момент относительного кризиса, в момент, когда предельно натянуты отношения между торговцами картинами умерших художников и торговцами картинами живых художников. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так».
Винсент Ван Гог.  Письмо к брату Тео, найденное в кармане художника в день смерти, 29 июля 1890 года.