06 ФЕВРАЛЯ

Рахманинов и его время

Николай Мясковский (1882-1950)
Струнный квартет №13 ля минор, соч. 86 (1947-49)
Moderato
Presto fantastico
Andante con moto e molto cantabile
Molto vivo, energico

Игорь Стравинский (1882-1971)
Три пьесы для струнного квартета (1914-18)
«Danse»
«Excentrique»
«Cantique»

Сергей Рахманинов (1873-1943)
Струнный квартет №1 (неоконченный, 1889?)
Романс. Andante espessivo
Скерцо. Allegro

Александр Глазунов (1865-1936)
Струнный квартет №3 «Славянский», Ре мажор соч. 26 (1888)
Moderato
Interlude. Moderato
Alla mazurka. Allegretto
Finale. Une fete slave. Allegro moderato

Квартет солистов Камерного ансамбля «Солисты Москвы»
Кирилл Кравцов (скрипка)
Михаил Фейман (скрипка)
Андрей Усов (альт)
Алексей Найденов (виолончель)

Заключительный вечер камерного цикла Зимнего фестиваля предлагает совершить путешествие по русской музыке через призму струнного квартета.

«Беседа четырех умных людей» — так определил квартетный жанр его создатель Йозеф Гайдн. В академической русской музыке и сегодня сохраняется «учебное» значение квартета – как и полтора столетия назад, через ансамбль четырех струнных начинающие композиторы постигают масштаб сонатно-симфонического цикла. С другой стороны, именно квартет несет в себе нить преемственности многовековых традиций музыкального искусства, сохраняя структурную и интеллектуальную контстанту среди бесповоротно меняющегося звукового поля; квартетное письмо в большей степени позволяет проследить внутреннее родство авторов и стилей, даже разделенных большим временным промежутком, убирая внешнюю «непохожесть».

Так, открывающий концерт последний, тринадцатый квартет Мясковского, созданный одновременно с его Двадцать седьмой симфонией, становится своего рода музыкальный завещанием мастера советской музыки и, одновременно, возвращается к истокам национального стиля, столь отчетливо отраженного в ученическом двухчастном квартете Рахманинова (его медленная часть вышла из экспрессивных Adagii Чайковского, в то время как Скерцо восходит к традициям «могучей кучки»). В том же русле находится и «славянский» квартет Глазунова с его могучим симфонизированным финалом; в то же время, сюитный принцип глазуновского цикла предвосхищает свободное соединение «квартетных пьес» Игоря Стравинского, эволюционировавшего от «русского» стиля к неоклассицизму.

Квартеты Рахманинова, Глазунова, Стравинского и Мясковского прозвучат в исполнении музыкантов струнного квартета Камерного ансамбля «Солисты Москвы» — лауреатов международных конкурсов Кирилла Кравцова, Михаила Феймана, Андрея Усова и заслуженного артиста России Алексея Найдёнова.

Время начала концертов уточняйте на сайтах концертных залов.