29 января 2025

Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском»

Хоровая опера

Композитор: Александр Чайковский

Музыкальный руководитель и солист: Юрий Башмет
Режиссер-постановщик: Павел Сафонов
Сценография: Алексей Трегубов
Главный хормейстер: Александр Соловьев
Хореограф: Алишер Хасанов

В роли Ярослава Мудрого: Андрей Мерзликин

Контратенора:
Владимир Магомадов
Олег Рябец

Сводный хор в составе:
Камерный хор Московской консерватории
(Художественный руководитель Александр Соловьёв)
Тульский государственный хор
(Главный дирижёр Алексей Зайцев)
Хор студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова
(Художественный руководитель Денис Храмов)
Хор студентов ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова
(Художественный руководитель Владимир Красов)
Хор Академического музыкального училища при МГК им. П.И. Чайковского
(Дирижёр Тарас Ясенков)
Народный хор РАМ имени Гнесиных
(Художественный руководитель Светлана Игнатьева)
Центральный пограничный ансамбль ФСБ России
(Главный хормейстер Максим Попов)

Хормейстер – Александр СОЛОВЬЁВ

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижер – Фредди Кадена

12+

Премьера этого грандиозного сочинения состоялась 5 лет назад на московском и сочинских зимних фестивалях Юрия Башмета. Но его сюжет, драматургия, музыка, связывающие события ранней Древней Руси с современностью, всё так же волнуют зрителей.

После долгой затяжной войны и окончательной победы над Святополком, верховный Киевский князь Ярослав, которого тогда еще не назвали Мудрым, впервые объезжает свои владения, знакомясь с народами, которые их населяют, и давая им понять, что началось новое время.
Свой объезд он не случайно начинает с Вышгорода, города, где похоронены его погибшие братья, Борис и Глеб, и который всегда считался оплотом Святополка.

В Спектакле по древнерусскому эпосу о Борисе и Глебе, мы хотим сказать с помощью Музыки и фантазийных сцен Театра, о том, что все ушедшие, поддерживают живых, и сила нашей памяти и любви к предкам делает нас сильнее, защищает от глупости и вражды. Необычное сценографическое решение Алексея Трегубова наполнит Спектакль миром, где реальность и нереальность живут рядом.

Ярослав Мудрый, приехав отмстить за любимых братьев, убитых другим братом, встречается в Вышгороде с силами, которые больше судов и палачей, он встречается с любовью братьев за порогом жизни… и, ощущая эту Любовь, он и становится тем самым верховным Князем, который может и любить, и править, и прощать.

И тогда все бунты и противоречия улягутся, и наступят Мир и Гармония.

Один из крупнейших российских композиторов современности, пианист и общественный деятель, профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии, почетный президент Союза композиторов России, Александр Чайковский много лет сотрудничает с Юрием Башметом, являясь постоянным гостем фестивалей Маэстро.

Свой замысел композитор осуществил через хоровое звучание – исконную, уходящую в глубь веков традицию русского православного пения.

В исполнении оперы участвуют несколько разножанровых хоровых коллективов: Смешанный академический хор, детский хор и народный хор. Их звучание поддерживает небольшой инструментальный ансамбль.

А вот певцов-солистов в этой опере нет. Это может показаться необычным – разве смысл оперного жанра не в пении? Но озвучивая «житийный», глубоко религиозный сюжет, который послужил фундаментальной основой русского религиозного мировоззрения, автор отказывается от персонификации, субъективной конкретизации событий. А значит, и от сольного вокала.

В исполнении примут участие восемь (!!!) хоровых коллективов — студенческих, академических, народных и военных – под управлением хормейстера, профессора Московской консерватории, лауреата Премии Правительства Москвы Александра Соловьёва.