Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя
Премьера фестиваля
К. Симонов
Живые и мертвые «Солдатами не рождаются»
Серпилин, генерал-майор — Илья Шакунов
Захаров, член военного совета армии – Максим Литовченко
Батюк, командующий армией – Алексей Вертков (Заслуженный артист РФ)
Кузьмич генерал-майор – Николай Чиндяйкин (Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РФ)
Росляков, генерал лейтенант — Беляев Юрий (Заслуженный артист РФ. Лауреат Государственной премии СССР)
Левашов, зам.полит полка – Иван Добронравов
Синцов, командир батальона – Федор Малышев
Овсянникова, военный врач – Варя Насонова
Барабанов, майор – Владимир Кочетков
немец Инсфельд — Александр Ведменский
Мед сестра – Тамара Разореннова
СОЛДАТЫ:
Евгений Дубовский
Антон Ромм
Сергей Хачатуров
Владимир Кочетков
Режиссер Полина Агуреева
Заслуженная артистка Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Композитор Валерий Воронов
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Юрий БАШМЕТ
Режиссер – постановщик: Полина Агуреева
Композитор: Валерий Воронов
Совместный проект с Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова
2 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня победы в Сталинградской битве. Понимаем ли мы сегодня, что эта цифра — не дата в календаре? Это событие огромной исторической важности и грандиозности, за которым стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА. Осмыслить это именно сегодня, может быть, важнее, чем в предыдущие десятилетия.
К этой дате в рамках Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве будет поставлен спектакль по роману Константина Симонова «Живые и мертвые».
Для поколения, к которому принадлежит Симонов, Великая Отечественная война была событием, определившим его мировоззрение, его судьбу. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Вторая книга «Солдатами не рождаются» эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые» посвящена Сталинградской битве. Она написан изнутри событий.
«В Сталинграде многое видел вблизи, в упор», — писал он в своем военном дневнике.
В Сталинграде писатель как редактор «Красной звезды» писал очерк «Солдатская слава», который был выстроен из разговоров с людьми, только что вышедших из боев.
Роман «Живые и мертвые» — это сложный синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности. Этой книге веришь. Война в книге живая. Она осмыслена философски-—и в ее величии, и в ее нелепостях и противоречиях. Это книга честная, не скрывающая ошибки и промахи, за которые люди расплачивались своей жизнью. Но за этой беспощадной правдой — боль и острое чувство любви человека к Родине.
В нечеловеческих условиях и трудностях войны рождалась будущая Победа. Вера в победу исходила из глубокой убежденности русских людей в справедливости этой войны. Великая Отечественная война в романе — мерило нравственности Человека.
Наш спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся.
Война подчиняет себе всего человека, его мысли, чувства, дела и судьбы.
Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.
Война для них — это работа, тяжелая, изнурительная. Это труд, рутинный и неотменимый, где даже смерть — событие чрезвычайное в обычной жизни — становится явлением повседневным. Сталинградская битва складывалась из множества таких дней, где война становилась бытом, не переставая быть трагедией.
Симонов писал: «Война до последнего дня оставалась трагедией. Нам пришлось платить самую дорогую, какую только можно вообразить, цену за победу и за каждый шаг этой победы».
Наш спектакль о неразрывности трагического и героического. Трагическое всегда — самый верный инструмент проверки человека, осмысления его ценности и утверждения величия его духа. Истина трагедии жестока. Измерение любой истины — глубина. Глубина осмысления, глубина потрясения, глубина благодарности за ее уроки. В основании этой глубины всегда лежит Память — как условие нашего включения в непрерывное поле значений и смыслов нашей истории.
Трагедия, которую забывают, имеет обыкновение возвращаться.